Царь-фантом или легенда о Великом Pieter’е
УДК: 930.23, 001.94
Царь-фантом или
легенда о Великом Pieter’е
Сердцев Г.И.,
Келлин Н.C.
Аннотация. Приведённые в
работе документы ставят под сомнение некоторые широко известные сведения о
Петре I. Предполагается, что Пётр I правил в Ингерманландии, которую он отвоевал у
Московской Руси в период с 1702 по 1710 годы. После смерти в 1708 г. Фёдора Алексеевича
Московией правил его брат Иван Алексеевич. Его и сменил Пётр I, завладев всей Московией в феврале 1710 г. В это же время
Ингерманландия была переименована в Санкт-Петербургскую губернию. 27 августа
1716 года Петра I на троне сменила Екатерина I.
Ключевые слова. Ингерманландия, Пётр I, Московия, Екатерина I, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич, Золотое кольцо
России.
UDC: 930.23, 001.94
The Phantom King or the Great Pieter’s Legend
Georg I. Serdtsev, Nicholas S. KellinAbstract. The documents cited in this paper question some of the widely known information about Petre I. It is assumed that Peter I ruled in Ingermanland, which he had won from Moscow Russia during the period from 1702 to 1710. After the Fyodor Alekseevich’s death in 1708, Muscovy was ruled by his brother Ivan Alekseevich. He was succeeded by Peter I, who having taken the throne of Muscovy in February 1710. At the same time, Ingermanlandia was renamed the St. Petersburg Gubernia. Peter I was replaced on the throne by Catherine I on august 27, 1716.
Keywords. Ingermanlandia, Pieter I, Moskovia, Ekaterina I, Fedor Alekseevich, Ivan Alekseevich, The Golden Ring
Сведения об авторе(ах):
Сердцев Георгий Иванович; г. Москва,
ЛРТТ, к.т.н., с.н.с.,
Келлин Николай Сергеевич; г.Москва, ИПМ РАН, к.ф.-м.н., с.н.с.,
Сердцев Г.И.,
Келлин Н.C.
Аннотация. Приведённые в работе документы ставят
под сомнение некоторые широко известные сведения о Петре I. Предполагается, что Пётр I правил в Ингерманландии
отвоёванной у Московской Руси в период с 1702 по 1710 годы. После смерти в 1708 г. Фёдора Алексеевича
Московией правил его брат Иван Алексеевич, которого заменил Пётр I, расширив свою власть на
всю Московию с февраля 1710 г.
В это же время Ингерманландия была переименована в Санкт-Петербургскую
губернию. 27 августа 1716 года Петра I на троне сменила Екатерина I.
Ключевые слова. Ингерманландия,
Пётр I, Московия, Екатерина I, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич, Золотое кольцо
России.
0. Петр I Великий (Peter I) – последний российский царь всея
Руси с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын
Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной (См.
Рис. 1-2). Согласно традиционной истории Петр I родился 9 июня (30 мая по
старому стилю) 1672 года в Москве. Начал обучаться 22 марта 1677 года, в
возрасте 5 лет. Формальным соправителем Петра был его брат Иван...
Петр I провел реформы государственного
управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и
политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на
губернии, построена новая столица – Санкт-Петербург).
Петр I использовал опыт
западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры, способствовал
упрочению экономического и политического положения дворянства. Проводил
политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других
заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием
регулярной армии.
Петр I возглавлял армию в Азовских
походах 1695-1696, в Северной войне 1700-1721, в Прутском походе 1711, в Персидском
походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях
при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709).
По инициативе Петра I открыты многие
учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I
проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и
людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698,
Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся
правительством.
I. Биография Петра Великого настолько хорошо известна
каждому русскому человеку, что ничего нового сказать о его деятельности, кажется,
невозможно. Однако если мы начнем сопоставлять уже известные факты, станет
ясно, что мы о Петре знаем слишком мало. Ожесточенная борьба между российскими
и международными группировками, что велась за обладание человеческими и
земельными ресурсами одной шестой части мира, породила множество легенд о
Великом русском реформаторе – Петре.
Первая
легенда: потешное войско.
Эта нелепая история про потешное войско возникла из-за неправильного
прочтения историками девятнадцатого века слова «потеха», означавшего в конце
семнадцатого века военные действия. Вот как описана одна из таких «потех»
историком Платоновым. “В июне 1690 года в
одной из таких стычек опалило гранатой лицо самому Петру, а в сентябре был
ранен в лицо и в ногу Гордон. В следующем году умер от раны князь
И.Д.Долгорукий. Венцом “потешных” предприятий Петра был так называемый
Кожуховский поход 1694 года. На Коломенских лугах сражались две армии тысяч по
15 в каждой. Одной командовал "король" или "царь"
Пресбургский Федор (он же Фридрих) Ромодановский, другою – царь "Семеновский"
или король Польский Иван Бутурлин. Игра продолжалась недели три, и, "хотя
добрый порядок был учинен, однако ж, с обеих сторон убито с 24 персоны пыжами и
иными случаи и ранено с 50". [1].
В результате баталии “добрый порядок был учинен”, то есть победившая
сторона расправилась с конкурентами. Под «персонами», конечно, надо иметь в
виду влиятельных лиц, а не простых солдат. Достаточно наивны упоминания
историка о «пыжах». Пыжом, как известно, убить невозможно, ружейный пыж для
гладкоствольного ружья сворачивался из бумаги или фетра. Пушечный пыж делался
из пакли. Все войско Московского государства в конце XVII века насчитывало 40
тысяч человек. Собрать его в одном месте для учебных маневров было совершенно
не реально. Такое огромное по тем временам войско собиралось только для большой
войны. В Бородинской битве, генеральном сражении 1812 года, вся русская армия
была только в 3,5 раза больше, чем в описанной выше Кожуховской «потехе».
Легенда вторая: царь Петр во время своих поездок «на
учение» за границу доверял управление страной некоему князю-кесарю
Ромодановскому.
Правившие до Романовых Рюриковичи выводили свой род от римского кесаря
Августа, то есть были Римлянами, римскими. Род будущего царя Михаила был
известен на Руси не как род Романовых, а как род Захарьиных, но для того, чтобы
сравняться с предыдущей династией, им тоже нужно было связать свой род с Римом,
поэтому они и стали называть себя Романовыми, то есть Римскими. Во всех
дворцовых интригах деятельное участие принимали князья Ромодановские, то есть
князья Римом данные, фактически те же Романовы, римские. По-видимому,
имя князей Ромодановских и легло в основу названия новой династии. Вот
некоторые из титулов, дававшихся Ромодановским во время царствования Петра:
"король" или "царь" Пресбургский – Федор (он же Фридрих)
Ромодановский, "... который должен был принимать иностранных послов и
носить знаки императорского достоинства" [2]. Ромадановский, кроме того,
руководил Преображенским приказом – то есть был министром госбезопасности. Петр
I в своих письмах к нему обыкновенно писал: Min
Her Kenig! Письмо Ваше государское... и в конце: Вашего Величества нижайший подданный Piter. После смерти Ромадановского в 1717 году его сын, кн. Иван (умер в 1730), был возведен Петром I
в достоинство князя-кесаря [3]
Фактически, прикрываясь именем Петра, Россией правил Ромодановский.
Легенда третья: заграничные поездки, заграничное
ученье и участие в походах под именем бомбардира Михайлова.
Вот как описывает Я.К.Номен "пребывание" Петра в Нидерландах:
“В 1697 году его царское величество решил
предпринять большое путешествие и отправился в дорогу с большой свитою,
состоявшей из разных князей и вельмож его государства …, но в газетах не смели
сообщить о том, что он самолично участвует в этом путешествии, а писалось
всегда: "великое московское посольство", или "некоторые князья
из великого посольства его царского величества" были здесь или там…” [4]. Следовательно, о первых поездках есть только догадки,
что в них мог участвовать Петр.
А историки-традиционалисты хотят уверить нас, что молодой царь, уже до
поездки за границу якобы знавший 14 ремесел, теперь едет изучить пятнадцатое
ремесло – корабельного плотника. И это при жесточайшей внутренней борьбе за
власть! Притом, что тогда отсутствовали мобильные телефоны, и не было никакой
связи, кроме дипломатических курьеров. Единственная причина, по которой он мог
очутиться за границей – это вынужденное бегство в результате гражданской войны.
Откуда же в таком случае взялась легенда о заграничном учении царя?
Кроме первой причины, была еще одна: русскому правительству были нужны
многочисленные ремесленники и специалисты. Через газетные публикации
европейским мастеровым внушалась мысль, что в России они не будут обижены, коль
скоро в этой стране такой просвещенный, интересующийся различными ремеслами,
царь.
Легенда четвертая: Петр является автором многотомной
переписки, создателем и редактором многочисленных указов и распоряжений.
Система Московского государственного делопроизводства была устроена
таким образом, что любое, даже самое незначительное прошение в каждой точке
государства писалось не на имя воеводы или вышестоящего чиновника, а на Имя
Великого Государя Всея Руси и ответ или распоряжение получались также от Имени
Самого Государя. Эта же система сохранилась на первых порах и в
делопроизводстве петровской России. У подданных должно было создаваться
впечатление, что государь все видит и все держит под контролем. Посольства и
военные походы также совершались именем государя, в войске и в посольстве
всегда находился НЕКТО, под чьим именем могла скрываться и наблюдать за
правильным течением дел непосредственно личность самого Государя. Таким образом
за именем Государя Всея Руси мог прятаться любой чиновник, например, тот же
Ромодановский.
Легенда пятая: развращенный молодой человек, явный
алкоголик, едва выучившийся писать, проводящий до 30 лет время в оргиях и
попойках, якобы при этом воспылал тягой к учению и проявил себя как блестящий
организатор.
Мы не знаем, когда началось обучение его грамоте Н.М.Зотовым, но
известно, что в 1683 году, на двенадцатом году жизни, Петр еще не кончил
учиться азбуке. До конца жизни он продолжал игнорировать грамматику и
орфографию, каракули его едва можно было разобрать. Сохранились
«фортификационные тетради Петра», из которых следует, что он был бессилен
овладеть математическим и фортификационным искусством.
Легенда шестая: царь Петр, узнав за границей о бунте
стрельцов, приезжает в Москву и усмиряет бунтовщиков.
Во всех учебниках истории очень туманно говорится об этом периоде. Есть
некоторые упоминания, что стрельцы были разбиты под Воскресенским монастырем.
Какое же войско разбило стрельцов, если в Московском государстве на тот период
было войска всего 40 тысяч. Нас хотят уверить, что помимо стрелецкого войска
под управлением чисто русских начальников, в государстве существовало еще и так
называемое «войско иноземного строя». Командовали им исключительно иностранные
генералы и офицеры, а в некоторые периоды XVII века оно полностью состояло
также и из иностранных солдат.
По-видимому, это «войско иноземного строя» и разгромило под
Воскресенским монастырем стрелецкое войско. Не исключено, что именно во главе
этого войска иностранных наемников и прибыл в Россию тот человек, которого мы
считаем царем Петром. Тогда понятно, за что Петр, вскоре по «возвращению»,
начал выплачивать королю Августу 1,5 миллиона золотых рублей – в качестве
компенсации за аренду наемного войска.
Легенда седьмая: царь убивает собственного сына.
А собственного ли сына убил тот человек, которого мы привыкли числить в
качестве Петра Великого? Может быть, он вовсе не был отцом Алексея? Иначе трудно
объяснить многие странности. Вернувшись из-за границы в августе 1698 года Петр
ни разу не повидался с женой своей, Евдокией Лопухиной. Воспользовавшись
стрелецким бунтом, насильно постриг ее в монахини. Со своим сыном Алексеем
после приезда из-за границы впервые встретился спустя несколько лет. Все это
породило массу слухов, что из-за границы вернулся не царь Петр, а совсем другой
человек. В народе Петра – иначе как «немцем» не называли, причем вкладывали в
это не иносказательный, а буквальный смысл. Если предположить, что в Россию во
главе немецкого войска прибыл немецкий генерал, тогда становится понятна его
женитьба на латышской мещанке Марте Скавронской, снимаются все нелепости и
противоречия этого периода Русской истории. Тогда становится объяснимо
последующее закрепощение народа, и ликвидация русского боярства, засилье немцев
в правительстве и в науке, одевание чиновничества в немецкое платье. Становится
понятно, почему Поволжье стало заселяться немецкими колонистами.
Легенда восьмая: национальная русская армия под
управлением иностранных офицеров.
У А.С.Пушкина [5] есть описание Прутского похода Петра, совершенного в
1711 году. Один из наемных офицеров Петровской армии, некто француз Моро де
Бразо оставил записки о нем. Целью похода было уничтожение Днепровской и
Днестровской казачьих республик, находившихся в вассальной зависимости от
Турции. Всего “русская” армия насчитывала 70 тысяч человек. Курсивом мы выделим
русские фамилии. В армии было 6 дивизий. Только одной из них командовал русский
генерал.
Если судить о партии “русских” по фамилиям, то русскими было только
трое: Головкин, Репнин и Долгорукий. Трое русских против двенадцати
иностранцев. Так кто же в этой армии были наемниками, может быть как раз эти
несколько русских? Но может быть, в армии только среднее и низшее офицерство
было русским? В книге приводится роспись иностранных генералов и офицеров,
служивших в русской армии до 1712 года и оставивших службу после окончания
Прутской компании. Вот количество уволенных иностранцев не считая генералов и
бригадиров: 14 полковников, 22 подполковника и 156 капитанов. На одного
капитана приходилось еще 2-3 офицера. Но об увольнении ротных командиров в записках
ничего не говорится. В Прутской армии было 6 дивизий, состоявших из 8 полков
каждая, полк состоял из трех батальонов. Итого: 48 полков и 144 батальона.
Число дивизионных, полковых и батальонных частей “русской” армии соответствует
с количеством уволенных иностранных полковников, подполковников и капитанов.
Комментарии, как говорится, излишни!
Если судить по национальному составу, это была самая настоящая армия
вторжения, набранная по контракту из офицеров различных европейских княжеств.
Контракт закончился, армия выполнила свою задачу – русские стрелецкие и казачьи
войска были разбиты, Киев, Москва захвачены.
Большая часть офицерского и солдатского корпуса получила жалование и
разъехалась по Европе, в свои семьи, в свои дома. А перед руководством этой
победоносной армии встала другая не менее сложная задача, как удержать
захваченную территорию. Нужно было найти чиновников для управления захваченной
страной. Ехать управлять захваченной территорией из Германии, Дании, Франции
чиновники не хотели, боялись. Пришлось использовать местных чиновников и бояр,
которые присягнули на верность захватчикам. Образовался союз: верхушки
захватчиков и присягнувших на верность победителям местных управленцев, они
сформировали новую элиту, которая и создала последующий комплекс легенд о немецком
генерале Piter’e, превратив его в великого русского патриота Петра.
Легенда девятая: русская армия под предводительством
Петра разбивает шведов под Полтавой.
Пока русские воевали со шведами под Нарвой и Ригой – это было понятно,
но воевать со шведами вблизи турецких границ, можно сказать, рядом с Крымом,
это требует комментариев. Какими это ветрами занесло в Полтаву бедных шведов?
Когда мы в учебниках истории читаем о Полтавской битве, нам приводят картинку
построения русских и шведских войск до начала битвы и после ее окончания, но
нам никогда не приводят карту Европы с указанием, насколько далеко от
Прибалтийского театра войны отстоит Полтава. Разбив шведа Карла на Украине,
петровское правительство после этого почему-то внедрило в России систему шведских
государственных учреждений и делопроизводства. Как если бы не русские разбили
шведов, а наоборот. Так, может быть, это шведы разбили русских под Полтавой, а
чтобы впоследствии русским было не так обидно им служить, объявили, что все
произошло наоборот?
Кстати, если сопоставить фамилии офицерского корпуса армии Karl’a с
фамилиями офицерского корпуса Прутской армии генерала Piter’a, то они будут
мало отличаться друг от друга. Что же явилось результатом победы Петра под
Полтавой в 1709 году? Гетман Запорожского войска Мазепа и Карл бежали в Турцию,
в город Бендеры. Запорожское Днепровское казачество фактически оказалось
расформировано, под власть Санкт-Петербурга вслед за Московским государством
подпало Киевское государство. Получается, что не шведов под Полтавой, а
запорожцев на их территории разбил Петр.
Легенда десятая: шведы.
Если в обеих армиях служили генералами и офицерами в подавляющем
большинстве люди с немецкими фамилиями, то разделять армии на русскую и
шведскую можно чисто условно. Сам Карл XII происходил из немецкого рода
Пфальц-Цвейбрюкенов, то есть был немцем. Немец Карл был шведским королем, а
немец Петр – русским царем. Нас хотят уверить, что Карл XII, c 1700 года не
появлявшийся в Стокгольме, тем не менее, оставался шведским королем, и, после
Полтавского разгрома и побега в Турцию, в течение 5 лет оттуда руководил
Швецией. Вернувшись в 1714 году из Турции в Европу, он, тем не менее, не поехал
в Швецию, а объявился в Померании, где командовал обороной немецкого городка
Штральзунд, осажденного датчанами. То есть был обычным (старшим) офицером,
нанятым для защиты города. И после Штральзунда он опять таки не поехал в родное
королевство, а объявился в 1718 году под стенами Норвежской крепости, где и был
убит. Похожая судьба и у Петра I. Он тоже десятилетия проводит в военных
компаниях и за границей, лишь эпизодически появляясь в столице. Получается, что
шведский король и русский царь в этом случае – вовсе не монархи, а всего лишь
нанятые генералы.
Легенда одиннадцатая: петровское правительство
отправляло боярских и дворянских детей на обученье за границу.
В свете приведенных фактов понятно, что значила «отправка боярских
детей на обучение за границу». Брали в заложники детей из родовитых семей и
отправляли их за границу, а сами семьи перевозили из Москвы в Петербург.
Легенда двенадцатая: Петр закладывает и строит на Неве
город, которого до него не существовало, и делает его столицей Русского
государства.
Боярские семьи, переселенные из Москвы и других городов Московского государства
в один из главных городов Балтийского побережья – Санкт-Петербург, начали
строить в нем дома, отчего город стал быстро разрастаться и богатеть.
Вообразить, что на пути из «варяг в греки», в устье огромной реки,
вытекающей из Ладожского озера, и впадающей в Балтийское море до конца XVII
века не было крупного города, можно только под страхом ссылки в Сибирь. Место,
где сейчас находится Санкт-Петербург, – это Ижорский погост Водской пятины – за
эти 42 острова Невского устья в течение двух веков велись самые кровопролитные
войны между Россией и Швецией. В начале XVII века шведами здесь, на месте
русского города Канцы, была построена крепость Ниеншанц, то есть Новый Конец.
Здесь был конец пути из Византии в Балтийский регион, и находилась главная таможня
по сбору денег за провоз товаров из «варяг в греки».
II. Какие
же историки сочинили для нас эти удивительные легенды о небывалом сверхчеловеке,
о знатоке 15 ремесел, о жестоком, но справедливом правителе, «взнуздавшим Россию».
Перед нами список академиков истории Российской Академии Наук с 1724 по 1841
гг. «На протяжении 117 лет (более чем столетие!) в Российской Академии наук,
начиная от ее основания в 1724 году до 1841 года, из тридцати четырех
академиков-историков было всего лишь три русских академика». Оказывается, он на
95% состоит из немецких фамилий. Есть целые периоды, когда в Академии не
числилось ни одного русского историка. Из 24 академиков до 1817 г. только один
Ломоносов считается русским. Все логично. Немецкие историки по указке немецкого
правительства пишут «русскую историю» для русского народа. Почему так живучи
оказались легенды о Петре Великом? Да потому, что политические авантюристы,
всегда находили в его «деятельности» вдохновляющие примеры. На поверку оказывается,
что светлое будущее действительно создается, но не для всего народа, а для
узкого круга реформаторов. Налоги в результате этих «реформ» возрастают в
несколько раз.
Только явные расходы на армию за годы петровских реформ выросли в 2-3
раза. «За восемь лет Пётр набирает около 200000 солдат и, несмотря на потери от
войны и от военных порядков, доводит численность армии с 40 до 100 тысяч.
Стоимость этой армии обходится ему в 1709 году почти вдвое дороже, чем в 1701:
1810000 рублей вместо 982000. За первые 6 лет войны уплачено было, сверх того,
субсидий королю польскому около полутора миллиона. Однако «реформатор» не
успокаивается на этом и после 1715 года вводит подушную подать, которая
увеличивает величину прямых налогов с 1,8 до 4,6 миллионов, составляя более
половины бюджетного прихода, который достигает 8,5 миллионов рублей. И это
притом, что до 1715 года не шло никакого расширения экономической базы,
эксплуатировались в основном те заводы и мануфактуры, что существовали до
Петра.
Не удивительно, что согласно переписи 1710 года платежное население
государства сильно уменьшилось: вместо 791 тысяч дворов, числившихся по
переписи 1678 года, новая перепись насчитала только 637 тысяч. На севере
России, несшем до Петра главную часть финансовой тягости, убыль достигла даже
40%.
Легенда о Петре оказалась выгодной также и всем иностранным
«доброжелателям» России. Всякий раз, когда Россия достигает стабильного
состояния и процветания, потерявшему бдительность народу это положение «иностранные
советники» стремятся представить как состояние застоя и косности, как состояние
кризиса, из которого легко выйти, стоит только провести небольшие и
безболезненные улучшения. А еще лучше, допустить к государственному управлению
самих «консультантов» и дать им немного «порулить».
III. Легендарность самой личности Петра I В музее с. Коломенское (г. Москва) выставлена
древнерусская книга, в которой представлен список князей и царей вплоть до Петра I. Обращает на
себя внимание, что запись о Петре I сделана
между строк до строки о царях Фёдоре и Иоанне, которые по официальной версии
умерли ранее Петра I (см. рис. 3).
Мы видим, что правящие персоны древней Руси не во всём
соответствуют современным историческим представлениям. Так между 1533 и 1547
годами вписан великий князь Георгий, а имя Петра 1 вписано между строк перед
именами князей Фёдора и Иоанна.
В списке отсутствует Софья (1682-1689 гг. Софья Алексеевна (1657-1704))
Самая поздняя короткая запись даты в виде "СИ ГОду" = 208
год, встречена автором работы [6] на кутейном блюде Строганова, подаренном им
царю Федору Алексеевичу (экспонат музея в Кремле). С кутейным блюдом произошла
курьезная история. При подготовке публикации о нем, редакция склонила автора к
купированию имени царя, так как в данный год Федора Алексеевича, якобы, уже не
было в живых. Имя царя появилось в авторском тексте на основании записи в
личном журнале посещения музея в 2005 году, сделанной автором после осмотра
самого блюда и музейной таблички: «блюдо ветхое царя Федора Алексеевича на денежном
дворе (1699-1700г)»
В Интернете имеется документ с личными подписями монархов, начиная с
Филарета и заканчивая Александром II. Можно
предположить, что на этом листе расписывались монархи после вступления на трон.
Даже если этот документ изготовлен в более позднее время, наличие
оригинальных дат сопровождающих подписи Петра I и Екатерины I
позволяют по-новому взглянуть на время их прихода к власти.
Смотрим список Филарета [7] (см. рис.4. и его расшифровку с комментариями в Таблице 2.).
Видно, что текст составлялся в разное время.
1. Имеем оригинальный текст с собственноручными автографами правителей
2. Датировано всего две подписи
- подпись Петра датирована Фебруарь год 1710 (переведено как
Выборг)
- подпись ц. Екатерины датирована 26-27
августа 1716.
3. Позднее к именам приписаны печатными буквами годы правлений.
4. Именам Петр (без номеров) приписаны Петр II и Петр III.
5. Личный автограф Петра 1 от февраля 1710 без титула.
6. Список начат с Филарета и продлён до Александра II
Так как имена правителей подписаны собственноручно, то видно, что после
Софьи правил Иван Алексеевич, которого сменил Пётр I в 1710 году.
Екатерина I начала править с 25-26 августа 1716 г.
Видим
вопиющее противоречие с официальной трактовкой истории. При этом если учесть
существующий 8-летний сдвиг при переходе
от эры Сотворения мира к эре Рождества Христова, то можно предположить,
что романовские историки могли удлинить
годы правления Петра 1 до 1724 года увеличением на 8 лет даты вступления на
престол Екатерины 1.
IV. Московия во времена Петра I
Личность Петра I нельзя рассматривать в отрыве от взаимодействия
различных регионов России между собой.
Ключевую роль занимала Московия, которая располагалась в центре Русской
возвышенности и являлась восточным рубежом славянского мира. За непроходимыми
болотами северо-восточнее, восточнее и юго-восточнее Москвы селились мордва,
чуваши, татары, башкиры со своей культурой и религией.
Москва
На гравюрах XVIII (см. рис. 6) Москва разительно отличается от
привычного нам вида христианских храмов. Уже не раз отмечалось поразительное на
первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских
царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре,
употреблялись АРАБСКИЕ изречения, а иногда даже ЦИТАТЫ ИЗ КОРАНА. Это
безусловно означает, что история Русской церкви до XVII века известна нам плохо
и, скорее всего, в очень искаженном виде. Вероятно, Романовы ПОСТАРАЛИСЬ СКРЫТЬ
ПРЕЖНЮЮ БЛИЗОСТЬ ИЛИ ДАЖЕ ЕДИНСТВО ПРАВОСЛАВИЯ И МУСУЛЬМАНСТВА В ЭПОХУ XV–XVII ВЕКОВ.
Однако в XIX веке после нашествия Наполеона вид Кремля резко
меняется и становится практически нынешним.
Севернее Москвы по берегам Волги размещались города Тверь, Кострома,
Ярославль, Казань, севернее которых шли пустынные и практически безлюдные места
Ярославль
В 1463 Ярославское княжество
вошло в состав Московского великого княжества.
Во время борьбы против
польско-литовской интервенции Ярославль стал одним из центров формирования 2-го
земского ополчения под предводительством К.З.Минина и князя Д.М. Пожарского.
Именно здесь было создано временное правительство – Совет всея земли.
В XVII веке Ярославль – крупный торговый (хлеб, лён, рыба;
через город шла сухопутная дорога из Москвы в Архангельск) и ремесленный
(кожевенные и полотняные мастерские) центр. В 1722 по указу Петра I началось
создание старейшего текстильного предприятия области – Ярославской большой
мануфактуры.
В 1708 при разделе Российского государства на губернии
ярославские земли вошли в состав Ингерманландской губ. (вскоре переименована в
Санкт-Петербургскую губ.), в 1727 – в Московскую губ. В 1777 образовано самостоятельное
Ярославское наместничество, преобразованное в 1796 в Ярославскую губернию.
Кострома
В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества. Деревянный город в устье Сулы
нередко подвергался грабительским нападениям ушкуйников, поэтому в 1419 году он был перенесён на новое
возвышенное место, которое стало известно как Костромской кремль. Именно там был выстроено
первое в городе каменное здание – Успенский собор.
1565 году, когда царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней и относился к ней до
февраля 1567 года.
В Смутное время
Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению],
в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской
интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II.
Костромские отряды влились в народное ополчение Минина и Пожарского. В Ипатьевском монастырев 1613 году был призван на
царство Михаил Фёдорович Романов, и, таким образом,
Кострома стала «колыбелью» царской и императорской династии Романовых. (Здесь и
далее курсивом даны цитаты из ВИКИПЕДИИ)
К середине XVII в. Кострома по
своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы
и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным,
мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили развитие
кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Тогда же в Костроме возникает
большой торговой центр, в городе была учреждена
английская фактория. Во второй половине XVII века в Костроме сформировалась
выдающаяся школа фресковой и иконной живописи.
Ипатьевский монастырь являлся
укреплением Ордынских царей Московии и расположен на правом берегу р. Кострома.
В нём захоронены родственники Бориса Годунова.
В противовес монастырю на левом берегу р.Кострома на месте слияния с Волгой сооружается
Костромской Кремль, в котором видимо и провозглашается на трон первый Романов.
Переславль-Залесский
В 1608 году крепость разрушена польско-литовскими
интервентами. Город сильно пострадал в годы Смутного времени.
В 1688 году царь Пётр I на Плещеевом озере начал строительство потешной флотилии, что
было началом русского военного флота. В 1692 году
строительство флотилии было завершено и устроен торжественный смотр.
В 1708 году город приписан к Московской губернии. С 1719 года
— центр Переславской провинции Московской губернии. С 1778 года
— уездный город Владимирского наместничества, а потом и губернии
Ингерманландия
В 1702 году началось завоевание Ингерманландии Петром I,
которое в 1704 году было уже закончено; одновременно
Ингерманландия стала формироваться в новую Ингерманландскую губернию.
В 1704 году указом Петра I А.Д.
Меншиков был «учинен
над приращенными нашими войною наследственными провинциями, Ингриею и Карелиею, купно с Эстляндиею и иными
издревле нам принадлежащими, генеральным губернатором».
7 марта 1706 года Петром I было дано особое распоряжение, где
применительно к Ингерманландии был впервые употреблён термин губерния. Также, c
1706 года, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона «она именуется
уже губернацией, или губернией».
17 января 1707 года вышел приказ: «Именный,
объявленный князем Меншиковым. Об определении Римскаго-Корсакова в
Ингерманландскую губернию земским судьею, и при оном статьи о порядке
управления сею губерниею»…«По Его Великого Государя указу, велено Якову
Римскому Корсакову быть во всей Ингерманландской губернии ландрихтером (земским
судьею)».
18 декабря 1708 года указом Петра I территория России была разделена на 8 губерний: Московскую,
Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.
В том же году при разделении России на губернии, территория
Ингерманландской губернии была расширена и в неё было включено ещё 29 городов.
В состав губернии входили: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Нарва,
Шлиссельбург, Ямбург, Копорье, Псков, Ладога, Порхов, Гдов, Опочек, Изборск,
Остров, Старая Русса, Луки Великие, Торопец, Бежецкий Верх, Устюжина
Железопольская, Олонец, Белоозеро, Ржева Пустая, Заволочье, Каргополь,
Пошехонье, Ржева Володимирова, Углич, Ярославль, Романов, Кашин, Тверь, Торжок,
а также Дерптский уезд, при этом города Копорье и Ямбург были отданы во
владение светлейшему князю Меншикову.
В 1711 году Ингерманландская губерния была преобразована в
Санкт-Петербургскую губернию
(см. Рис. 5).
И ещё интересная деталь: после возвращения домой Пётр никогда не надевал
царскую одежду и корону, т.к. уехавший Пётр был ниже ростом и плотнее. По
приезде Пётр не подпускал к себе жену, родившую ему трёх сыновей (третий –
Павел?), и всех домочадцев, кто его хорошо знал до отъезда. Жену он тут же
отправил в монастырь.
Что начинается после возвращения Петра Великого?
Жену отправил в монастырь, где она и умерла.
Друг и наставник умирают; Иван V казнён; дети Александр, (Наталья и
Лаврентий сведения противоречивые) убиты; Алексей позднее приговорён к казни.
Бунт стрельцов («царь не настоящий»), царица Софья – повешена
Если рассматривать образование Ингерманляндии как первый этап завоевания
Петром I Московии со стороны Балтийского моря, которое затем осуществлялось
по цепочке городов «Золотого кольца» вплоть до Владимира, то многое во время
петровской эпохи становится на свои места. Проясняется причина перехода на арабские
цифры, насаждение христианства вместо единобожия и язычества, образование
второй столицы в устье Невы и размещение в ней Двора и Правительства вплоть до
1918 года.
На памятном камне на одном из храмов Москвы приведены одновременно две
даты – в эре от Сотворения мира и эре Рождества Христова.
Скульптура Петра I глазами Екатерины II
Нельзя не упомянуть образ Петра I, каким он представлялся скульпторам Екатерины II. Не исключено, что в качестве прообраза великого
императора использовалась внешность М.В.Ломоносова (см.
рис. 7).
V. Заключение
Мы остановились на разборе только нескольких легенд и противоречий,
которых можно набрать гораздо больше, но и этого достаточно, чтобы понять
истоки многих бед Российского государства. До тех пор, пока в основании его
истории будут торчать эти ядовитые занозы лжи, до тех пор наш народ будет легко
подпадать под ярмо модернизированного в соответствии с эпохой рабства и
крепостничества, оставаясь постоянным объектом для манипуляции всех этих
«Петров Великих» и их клевретов, «жадною толпой стоящих у трона». Закончить
исследование хочется словами: «А царь-то – немец!», но не это главное, а
главное, что «Король-то – голый!».
Литература
1. Три века : Россия от смуты до нашего
времени : Ист. сб. : [В 6-ти т.] / Под ред. [и с предисл.] В. В. Каллаша . - М.
: Т-во И. Д. Сытина, 1912-1913.
2. Брокгауз и Ефрон. "Энциклопедический словарь".
3. Платонов
В.Ф. "Петр Великий". Л., 1926 г., с. 68
4. Я.К.Номен ЗАПИСКИ
НОМЕНА I (Путешествие Петра Великого за границу в 1697 и 1698 гг.) http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Nomen/frametext.htm
5. А.С.Пушкин ПСС в
10 тт., т.8, Л. 1978 с.292
6. Г.И.Сердцев Артефакт №3 2006 г
7. Г.И.Сердцев Список Филарета (gogasy 24 окт 2012 17:43 http://edgeways.ru.mastertest.ru/forum11/read.php?1,417356,418094#msg-418094)
8. А. С. Пушкин. ПСС в 10 томах, т.6., М., АН СССР, 1957,
стр. 171-196, 764-766
9. http://www.stihi.ru/2010/04/05/7473
(ссылка от 22.05.2017)
10. http://www.proza.ru/2011/01/16/87
(ссылка от 22.05.2017)
Приложения
1. Иллюстрации и Таблицы
Рис. 1. Piter
the Great или Пётр I
Рис. 2. Пётр I or Piter the Great
Рис. 3. Древнерусский
список царей и его расшифровка с комментариями в Таблице 1.
Таблица 1.
Имя в манускрипте
|
Современные данные
персонажа
|
1304-1340
г.г. Иоанн I Данилович «Калита» (1288 – 1340).
|
|
1340-1353
г.г. Семен Иоаннович «Гордый» (1316-1353)
перед смертью постригся в монахи, приняв имя инока
Созонта.
|
|
Иоанн II
Иоаннович (1353-1359)
Скончался на 34 году жизни, перед смертью приняв схиму
|
|
ВАСИЛIЯ
|
1425 - 1462 г.г. ВАСИЛИЙ II
ВАСИЛЬЕВИЧ «ТЕМНЫЙ» (1415 - 1462)
|
ВЕЛИКА(го) КНSЯ IОАННА
|
1462 - 1505
г.г. Иван III Васильевич (1440 - 1505)
|
ВЕЛИКА(го) КНSЯ ВАСИЛIЯ
ВСЕЯРУСIИ ВОИНОЦЕХЪ
ВАРЛААМА
|
1505 - 1533
г.г. Василий III Иванович (1479 - 1533)
|
ЦАРЕВИЧА
ДИМИТРИIрЕА
|
Дмитрий (погиб в младенчестве)
|
ВЕЛИКАГО КНSЯ
ГЕОРГIА
|
? 1533-1547 Иван IV Грозный правления Ивана Федоровича Бельского
длилось недолго, всего около полутора лет (1540 - 1542 г.г.)
|
ЦРА ИВЕЛИКАГО КНSЯ IОАННА
ВОИНОЦЕХ IОНЫ
|
1547 - 1584
г.г. Иван IV Васильевич Грозный (1530 - 1584)
|
ЦРВИЧА ДИМИТРIА ОУГЛЕЦКАГО
|
Дмитрий Углицкий (погиб ребенком)
|
ЦРЯ ИВЕЛИКАГО КНSЯ ФЕОДОРА ИВАНОВИЧА ВСЕЯРVСIИ
|
1584 - 1598
г.г. Федор Иванович Блаженный (1557 - 1598)
|
ЦРЯ ИВЕЛИКА(го) КНSЯ БОРИСА ВОИНОЦЕХ БГОЛЕПА
|
1598 - 1605
г.г. Годунов Борис Федорович (1552 - 1605)
|
ЦРВЧА ФЕОДОРА
|
|
ЦРЯ ИВЕЛИКАГО КНSЯ ВАСИЛIЯ
|
1606-1610 Василий IV Шуйский
|
ЦРЯ СИМЕОНА ВОИНОЦЕХ СХИНИИКА СТЕФАНА
|
1610-1613 «Семибоярщина»
|
ЦРВЧА IОАННА
|
|
ЦРЯ ИВЕЛИКАГО КНSЯ МИХАИЛА
|
1613 - 1645
г.г. Михаил Федорович "Кроткий" (1596 -
1645)
|
БЛАГОВЕРНА(го) ЦРВИЧА СИМЕОНА
|
Симеон (1665 – 1669)
|
БЛАГОВЕРНА(го) ЦРЕВИЧА И ВЕЛИКАГО КНSЯ АЛЕХIА
|
Алексей (1654 – 1670)
|
БЛАГОВЕРНАГО ЦРА И ВЕЛИКАГО КНSЯ АЛЕХIА
|
1645-1676
г.г. Алексей Михайлович "Тишайший"
(1629-1676)
|
Блгчестивейшаго Петра Великаго Императора (вписано между
строк )
|
1689-1725
г.г. Петр I (1672-1725)
|
ЦРЯ ИВЕЛИКАГО КНSЯ ФЕОДОРА
|
1676-1682
г.г. Федор Алексеевич (1661-1682)
|
ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНSЯ IОАННА
|
русский царь в 1682-1696
|
Таблица 2.
Очерёдность в оригинальной записи на рис. 4.
Имя на списке
|
Правитель
|
Официальная дата правления
|
Примечание
|
|
1
|
Алексей
|
Алесей Михайлович
|
1645-1676
|
|
2
|
Црь Феодоръ
|
Фёдор Алексеевич
|
1676-1682
|
208 ИМА 1708РХ (кутейное
блюдо)
|
3
|
Софia
|
Софья Алексеевна
|
1682-1704
|
|
4
|
Иванъ
|
Иван Алексеевич
|
1682-1696
|
«Железная маска?», мог умереть после 1710
|
5
|
Петръ ; подпись
в феврале 1710 г
|
Пётр Алексеевич
|
ц. 1696-1725
имп 1721-1725
|
Пётр I правил всего 6 лет.
В 1711 указ об образовании
С-Пб
|
6
|
ц Екатерина ;
подпись
25-26 августа
1716 г
|
Екатерина I
|
1725-1727
|
Годы правления 1716-1727
|
7
|
Петръ
|
Пётр II
|
1727-1730
|
|
8
|
Анна
|
Анна Иоанновна
|
1730-1740
|
|
9
|
Елисавета
|
Елизавета Петровна
|
1740-1761
|
|
10
|
Петръ
|
Пётр III
|
1761-1762
|
|
11
|
Екатерина
|
Екатерина II
|
1762-1779
|
|
12
|
Павел
|
Павел I
|
1796-1801
|
|
13
|
Александр
|
Александр 1
|
1801-1825
|
|
14
|
Николай
|
Николай 1
|
1825-1855
|
|
15
|
Александр
|
Александр 2
|
1855-1880
|
Рис.4. «Автографы» государей.
Рис.5. Губернии в 1708 году.
Рис. 6. 1766
год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Рис. 7. Пётр Алексеевич в образе Михаила
Васильевича
2. Почитаем самого Пушкина... ИСТОРИЯ СТРАНЫ ГОРЮХИНОЙ
Об одном неоконченном произведении Пушкина,
примыкающем к циклу «Повести Белкина», – «История села Горюхина» вспоминают
редко. Да и издано оно было только после смерти поэта в 1837 г. Между тем, в нем
содержится убийственная сатира на историографию России. Ключ к скрытому сюжету
содержится в указании, что автор ее, принадлежащий к старинному роду Белкиных,
родился первого апреля 1801 года. Напомним, что первое апреля = день дурачества
и дураков вааще, 1801 год = «новый век» = «новая эра»!; то есть Пушкин в
отличие от большинства нас – нырнувших в XXI век то ли в 2000, то ли в 2001 году – арифметикой
владел, несмотря ни на какие «воспоминания»).
Среди своих «исторических источников» автор называет
собрание календарей предыдущего века, которые «составляли непрерывную цепь
годов от 1744 до 1799 гг., т.е. ровно 55 лет». Но вот что следом сообщает
Пушкин об этих календарях устами автора: «Летопись сия сочинена прадедом моим …
она отличается ясностию и краткостию слога, например: 4 мая. Снег. Тришка за
грубость бит. 6 мая – корова бурая пала … и тому подобное, безо всяких
размышлений». Здесь, во-первых, собрание календарей названо летописью, а,
во-вторых, ясно показана ее историческая бессодержательность.
Далее Пушкин прямо говорит о склейке этой «летописи»
из двух кусков и об их нестыковке. Он пишет буквально следующее: «Собрание
календарей. 54 части.» (Курсив
Пушкина – частей-то должно быть ровно 55!). И далее о «частях»: «Первые 20
частей исписано старинным почерком с титлами … остальные 35 частей писаны
разными почерками, большей частью так называевым лавочничьим с титлами и без титлов, вообще плодовито, несвязно и
без соблюдения правописания. Кой-где заметна женская рука…Евпраксии Алексеевны»
(лавочничьим – курсив Пушкина).
Очевидно, что здесь Пушкин дал типичное описание русских летописей, которые при
этом подвергнуты совершенно уничижительной критике, включая явный намек на
личное участие в летописании Екатерины II (“Евпраксии” Алексеевны. То, что
гениальная императрица сама набросала план необходимой ей имперской истории России,
ясно видно из ее эссе “Чесменский дворец”, в котором она еще путалась, сколько
должно быть в истории Ярославов, сколько Владимиров, и кто кому кем
приходится.).
Далее следует «лишняя» часть горюхинского «летописного
свода», названная у Пушкина как «летопись горюхинского дьячка», которая
отличается «глубокомыслием и велеречием необыкновенным». «Лишняя часть»
горюхинского летописного свода определенно указывает на вклеенный в «Повесть Временных
Лет» лист с описанием «призвания Рюрика на Русь». При этом двумя страницами
ранее Пушкин устами автора уже сообщил: «Я непременно решился на эпическую поэму,
почерпнутую из отечественной истории. Недолго искал я себе героя. Я выбрал
Рюрика – и принялся за работу… но, не умея с непривычки расположить вымышленное
происшествие, я избрал замечательные анекдоты, некогда слышанные мною от разных
особ, и старался украсить истину живостию рассказа, и иногда и цветами
собственного воображения …. Быть судиею, наблюдателем и пророком веков и
народов казалось мне высшею степенью, доступной для писателя. Но какую историю
мог я написать с моей жалкой необразованностью, где бы ни предупредили меня
многоученые, добросовестные мужи? Какой род истории не истощен уже ими? Стану
ль писать историю всемирную – но разве не существует уже бессмертный труд
аббата Милота? Обращусь ли к истории отечественной? Что скажу я после Татищева,
Болтина и Голикова? И мне ли рыться в летописях и добираться до сокровенного
смысла обветшалого языка, когда не мог я выучиться славянским цифрам?.
О вымышленности и русской, и всемирной истории в
приведенной цитате говорится прямым текстом. «Бессмертный труд аббата Милота» –
это «Курс истории Франции», изданный в 1769 году, затем много раз
переиздававшийся, но к двадцатым годам XIX века уже считавшийся безнадежно
устаревшим. Назвав этот труд бессмертным,
Пушкин откровенно издевается над традиционной историографией. А его герой «не
мог выучиться славянским цифрам», то есть «греческим» буквам, использовавшимся
в XVII веке вместо цифр, поскольку в них постоянно путалась передача 6 и 7,
отсутствовал 0, и не было позиционной системы счета, совершенно произвольно
обозначались «тысячи» и т.п.
Последний из перечисленных Пушкиным русских историков
– Голиков умер в 1801 году. Поэтому под своим «летописцем» Пушкин явно
подразумевает не Карамзина (он начал писать «Историю Государства Российского»
только в 1804 году), а А.И.Мусина-Пушкина, заведывавшего при Екатерине II сочинением
русской истории.
В тексте повести есть прямое указание на то, что речь
идет об издании русских летописей, начавшемся в 1767 году: Летописи
упоминают о земском Терентии, жившем около 1767 года(!), умевшим писать не
только правой, но и левою рукою. Сей необыкновенный человек прославился в
околодке сочинением всякого роду писем, челобитьев, партикулярных пашпортов и
т.п. Неоднократно пострадав за свое искусство, услужливость и участие в разных
замечательных происшествиях, он умер уже в глубокой старости, в то самое время,
как приучался писать правою ногою, ибо почерка обеих рук его были уже слишком
известны. Эта пушкинская оценка историографической
писанины в комментариях вообще не нуждается. Зато он устами своего героя дает
весьма любопытную картину русской истории, отличающуюся от традиционной
летописной. Например, описывая географическое положение «села Горюхина» он
совершенно ясно дает понять, что речь идет о Московии: «страна, по имени
столицы своей… называемая». На западе эта страна граничит с владениями
помещиков «захарьиных» (родина Захарьиных-Романовых – Восточная Пруссия), на
севере с землей, обитатели которой «бедны, тощи и малорослы» и заняты заячьей
охотой («убогие чухонцы»), на юге «река Сивка отделяет ее от владений карачевских
вольных хлебопашцев, соседей беспокойных, известных буйной жестокостью нравов»
- река Сев и г. Карачев, расположенные на восточной границе нынешней Брянской
губернии, обозначают границу Московии с Центральной Россией (Воротынью,
Слободской Окраиной и т. д.). На востоке примыкает она к «диким, необитаемым
местам… к непроходимому болоту… где суеверное предание предполагает быть
обиталищу некоего беса».
Тут у Пушкина стоит примечательное NB: NB. Сие болото и называется Бесовским. Рассказывают,
будто одна полуумная пастушка… недалече от этого уединенного места… сделалась
беременною и никак не могла удовлетворительно объяснить сего случая. Глас
народный обвинил болотного беса; но сия сказка недостойна внимания историка, и
после Нибура непростительно было бы тому верить. Эта явная ирония Пушкина по поводу непорочного
зачатия перекликается с его же “Гаврилиадой”. Не случайно и упоминание
Бартольда Нибура (1776-1831) – основоположника научной критики мифологической
истории. Весьма интересны и бытовые детали повести: «Язык этой страны есть
решительно отрасль славянского, но столь же разнится от него, как и русский. Он
исполнен сокращениями и усечениями, некоторые буквы вовсе в нем уничтожены или
заменены другими» (речь идет о церковнославянской реформе языка в Московии в
XVII в.).
Об истории страны Пушкин говорит следующее: некогда … все
жители были зажиточны … оброк собирали единожды в год и отсылали неведомо кому
… Приказчиков не существовало, старосты никого не обижали …». Население
«платило малую дань и управлялось старшинами, избираемыми народом на вече,
мирскою сходкою называемом. (Это
описание гораздо более подходит к республиканскому, а не монархическому строю,
а еще точнее – метрополии, но не колонии!). О выборном правлении в Московии
говорят и следующие пушкинские строки: В последний год властвования …
последнего старосты, народом избранного, в самый день храмового праздника … внезапно приехал некий приказчик и привез грамоту
грозновещую …, принял бразды правления и приступил к исполнению своей
политической системы (!) Характерно,
что, глядя на «Грозного Приказчика» горюхинцы «старались припомнить черты его,
когда-то ими виденные» – как тут не вспомнить Карамзина, описавшего появление
изменившегося до неузнаваемости Ивана Грозного, объявившего опричнину! В плане
повести у Пушкина есть и такая ремарка: Приезд моего прадеда тирана Ив.В.Т., в которой в инициалах также вполне просматривается
имя тирана – Иван Васильевич).
Далее Пушкин описывает наступление крепостного права,
когда мирские
сходки были уничтожены … половина мужиков была на пашне, а другая служила в
батраках, и день храмового праздника
(скорее всего, день Св. Георгия – покровителя Москвы – то есть Юрьев день, 26
ноября по старому стилю) сделался не днем радости и ликования, но годовщиною
печали и поминания горестного … В три года Горюхино совершенно обнищало. Здесь рукопись обрывается, но далее в плане повести
у Пушкина стоял бунт. Пушкин полностью
отдает себе отчет в том, что реальная история весьма отличается от сложившейся
к тому времени историографии. Его герой, завершив труд, говорит, что ныне, как
некоторый подобный мне историк, коего имени не запомню, оконча свой трудный
подвиг, кладу перо и с грустию иду в мой сад размышлять о том, что мною
совершено. Кажется и мне, что написав Историю … я уже не нужен миру, что долг
мой исполнен и что пора мне опочить!.
Сказав «некоторый подобный мне историк», Пушкин далее
почти дословно цитирует Эдварда Гиббона (1737-1794) – классика римской и
византийской истории, скрупулезный труд которого не затушевывал отсутствие
достоверных данных и выявил немало нестыковок и подтасовок традиционной
историографии. Очевидно, что в своей повести Пушкин описывал реальную историю –
это отнюдь не исторический роман. Реальная же история отличается от исторического
романа тем, что в начале любого своего сюжета она не знает его конца.
При подготовке романа “Пугачев” Пушкин, получив
высочайшее разрешение на доступ к архивам, видимо, слишком близко подошел к
раскрытию правды о завоеваниях Екатерины и о сопротивлении им, названном
“пугачевщиной”. Свидетельством в пользу этой гипотезы является и
неосуществленное намерение Пушкина написать статью о книге французского аббата
и астронома Шаппа Д’Отроша (Chappe D’Hauteroche), описавшего свое путешествие
из Петербурга в Тобольск и обратно в 1761 году. Эту книгу и тогда было днем с
огнем не найти, поскольку в ней описывается совершенно иная, чем нам
рассказывают учебники, история Сибири до Екатерининских завоеваний. (Помимо
пушкинского архива, об этой книге упоминается только в «Записках» Екатерины II
и более нигде!). Книга эта была издана в Париже в 1768 году и настолько
разозлила Екатерину II, что она сама написала по-французски опровержение этой
книги и приказала издать и распространить ее в Париже под названием «Антидот»
то есть «противоядие». (На русском языке ни книга Д’Отроша, ни «Антидот»
Екатерины никогда не издавались по вполне понятным политическим причинам).
Так что, не будь под рукой охранки Дантеса, скорее
всего, нашелся бы другой наемный убийца, чтобы заставить замолчать
Пушкина-историка…
3. История написания статьи
Первоначально работа мыслилась под тремя именами: М.П.Гуськов, Г.И.Сердцев,
Н.C.Келлин.
Однако
первый из них по непонятым двумя другими причинам – АВТОР значительной её части
– первой (см., например, [9]), отказался участвовать в публикации. Возможно,
это связано с (кажущимся) противоречием II-IV частей статьи с выводами другой его работы [9],
перекликающейся с работами Н.Н.Вашкевича по очень сильному взаимодействию в
прошлом русского языка с арабским.
Комментарии
Отправить комментарий